О нас

В преддверии Дня 8 Марта сотрудники и родители учащихся Ресурсного центра провели вечеринку по-домашнему, отметив один из самых любимых весенних праздников.



Дети с особенностями развития

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья

Нарушения речи

Дети с сохранным слухом и интеллектом, страдающие резко выраженными отклонениями в развитии речи и вследствие этого ограниченные в речевом общении

Задержка психического развития

Особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызвана различными причинами

Детский церебральный паралич

Заболевание головного мозга, при котором вследствие поражения двигательных систем мозга наблюдаются различные психомоторные нарушения

Ранний детский аутизм

Синдром Каннера – аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребенка от внешнего мира

Синдром Дауна

Хромосомная болезнь, одна из форм олигофрении, при которой умственная отсталость сочетается со своеобразным внешним обликом больного

Миссия и видение ОРЦ

Девиз Благотворительного Фонда "Маале":

Изменяем взгляды, изменяем судьбы.

«Маале» пропагандирует инклюзию в общинную жизнь и предоставляет образование, поддержку, информацию и ресурсы детям и молодым людям с особыми потребностями и их семьям, а также содействует подготовке педагогов для работы с учениками с особыми потребностями. Образовательный ресурсный центр (ОРЦ) - это основной проект "Маале".
Миссия ОРЦ заключается в предоставлении детям и молодым людям с особыми потребностями образования, соответствующего их уровню развития, поддержки семей и тренинга по защите своих социальных прав. "Маале" стремится стать всеукраинской моделью для программ по пропаганде инклюзии, а также одним из основных интернет-ресурсов по распространению информации, стратегий, методов и технологий инклюзии в Украине. Кроме того, "Маале" стремится создать динамичное онлайновое сообщество детей, молодых людей, родителей, учителей, и других активистов по вопросам инлюзии.

Тамара Ольшаницкая, исполнительный директор Благотворительного фонда "МААЛЕ" для детей с особыми потребностями:

Мы являемся частью общемирового движения в поддержку прав человека людей с инвалидностью для построения инклюзивного гражданского общества, в котором различие утверждается в качестве силы. Мы преданы этическим и профессиональным стандартам, присущим современному уровню соответствующей практики. По мере развития демократии в Украине мы даем возможность детям со специальными потребностями и их семьям стать полноправными участниками нового общества.

ОРЦ функционирует в качестве ресурсного и справочно-информационного центра, который делится информацией, технологиями и специальными знаниями в области образования детей с особыми потребностями, поддерживая семьи и подготавливая педагогов к работе в инклюзивной образовательной среде.

Цели и задачи деятельности Образовательного Ресурсного Центра

Цель работы Образовательного Ресурсного центра – это содействие в улучшении качества жизни ребенка, имеющего различные ограничения в развитии, и членов его семьи (опекунов, законных представителей, родственников).

Исходя из цели, ОРЦ определяет следующие задачи своей деятельности:

  • защита и представление интересов ребенка, имеющего различные ограничения в развитии, в различных сферах общества (образовательные учреждения, социальные службы, детские организации и т. п.);
  • предоставление таким детям возможности учиться с использованием современных методик специального образования, по индивидуальной траектории, в оптимальном для ребенка темпе;
  • вовлечение в процесс образования членов семьи (или законных представителей) ребенка с инвалидностью создает условия для выравнивания возможностей всех детей и подростков, облегчает интеграцию в общество детей с ограничениями в развитии, создает предпосылки для их полноценной и независимой жизни;
  • создание учебно-научно-методической базы для работы с детьми с особенностями психофизического развития; организация условий для проведения психолого-педагогических консилиумов, научно-практических семинаров, конференций, исследований студентов и аспирантов; обмен опытом и повышение квалификации педагогов специального образования, практических психологов, всех заинтересованных лиц.

Концепция деятельности Образовательного Ресурсного Центра

Вся социальная политика в нашей стране, ориентированная на инвалидов, в настоящее время строится на основе медицинской модели инвалидности, которая рассматривает особые нужды ребенка как заболевание или патологию. Такая модель принижает социальную позицию маленького человека, отделяя его от «нормального», «здорового» детского сообщества, обрекая ребенка с особыми потребностями на признание своего неравенства по сравнению с другими детьми. Это накладывает на формирующуюся личность рамки и ограничения, которые позволяют человеку лишь выживать, а не жить полнокровной жизнью. Следствием ориентации общества и государства на эту модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества, развитие у него пассивно-иждивенческих жизненных ориентаций.

В ОРЦ оспаривают такой подход, считая, что проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, являясь в гораздо большей степени социальной проблемой неравных возможностей.

Первоначальная программа ОРЦ получила название «Равные возможности»

Базовые положения Программы «Равные возможности»:

создание новой социально-реабилитационной структуры, способной осуществить возможности социализации ребенка, имеющего особые потребности, обеспечить ему возможность полного и активного участия в жизни общества.

  • создание условий для грамотной интеграции учеников в классы общеобразовательных школ.
  • обучение и включение всей семьи в процесс воспитания и абилитации ребенка с особыми потребностями.
  • гармонизация внутрисемейных отношений.
  • создание на базе ОРЦ учебно-практической базы для студентов, обучающихся на психолого-педагогических специальностях днепропетровских вузов.
  • создание профессиональной среды для обмена опытом, получения консультативной помощи, изучения средств диагностики и технологий экспертных оценок.

Основные идеи Программы:

  • глубоко гуманистический характер деятельности: уважение к людям и вера в то, что дети с особыми потребностями способны и должны быть полноправными, интересными и полезными членами общества.
  • деятельностный подход в обучении и воспитании: ребенок провозглашается главным субъектом образовательной деятельности при активном участии и взаимодействии родителей и специалистов.
  • инновационный характер образовательно-воспитательного процесса, предлагающий принципиально новый подход к проблеме интеграции взамен принятой в украине модели инвалидности.

 

Основные факты

  1. Образовательный Ресурсный центр Благотворительного Фонда «МААЛЕ» для детей с особыми потребностями существует с 1998 года. За это время услугами коррекционного обучения воспользовались более 400 детей, консультации по уходу, воспитанию и развитию детей с особыми потребностями или расстройствами здоровья получили 129 семей.
  2. ОРЦ является благотворительным учреждением, не преследующим цели получения прибыли. Все образовательные, реабилитационные и консультативные услуги, а также подвоз на занятия тех учащихся, кто в этом нуждается, осуществляются в Центре БЕСПЛАТНО.
  3. Расположенный на территории Международного гуманитарно-педагогического института «Бейт-Хана» (г. Днепропетровск), ОРЦ использует его материальные и другие ресурсы. Основанный на средства Объединенного комитета еврейских филантропов США, Еврейской общины Большого Бостона, Днепропетровской еврейской общины, при поддержке Федерации еврейских общин Украины, Педагогического колледжа «Гордон» (Хайфа, Израиль), ОРЦ способствует распространению знаний о культурных ценностях и традициях еврейского народа.
  4. Услуги, предоставляемые Центром: консультации, реабилитация и обучение детей с особыми образовательными потребностями, подготовка к инклюзивному обучению в общеобразовательной школе; консультирование родителей; психолого-педагогическая практика студентов профильных специальностей; повышение квалификации специальных (коррекционных) педагогов, практических психологов.
  5. Диагнозы учащихся Образовательного Ресурсного Центра – ранний детский аутизм, генетические нарушения (в т. ч. синдром Дауна), детский церебральный паралич, умственная отсталость, нарушения речи, психические нарушения, миопатия, эпилепсия и другие.
  6. Возраст детей, которые посещают ОРЦ, – от 3 до 22 лет.
  7. В настоящее время в Ресурсном центре обучаются 62 ребенка. Из них 19 детей учатся в школе, но посещают Центр в дни каникул, на праздники и во второй половине дня; 9 детей дошкольного возраста обучаются ежедневно по программам подготовки к общеобразовательной или специализированной школе, 17 детей обучаются по индивидуальным программам; 12 детей получают различные виды терапии и консультативной поддержки 1–2 раза в неделю; 5 детей-инвалидов находятся на индивидуальном обучении на дому с помощью педагогов ОРЦ.
  8. Команда ОРЦ – это коллектив единомышленников, среди которых 8 постоянных сотрудников (директор, коррекционный педагог, практический психолог, социальный педагог, координатор благотворительных программ, массажист, водитель, няня), 6 специалистов-волонтеров (логопед, специалист по ИЗО-терапии, специалист по музыкотерапии, музыкальный руководитель, семейный психолог, врач-педиатр).
  9. ОРЦ работает 4 дня в неделю (понедельник – четверг) и 1 пятницу в месяц, с 9.00 до 16.00. Учебный год длится с 1 сентября до 20 июля. Каникулы – с 21 июля по 21 августа. С 21 августа по 31 августа – набор учащихся, организационно-методические мероприятия.

Инклюзивное образование в Украине: идеи и принципы

Данные статистики

В настоящее время в Украине зарегистрировано 2 млн. 788 тыс. 266 инвалидов (6,1% от общей численности населения), часть детей-инвалидов возрастом до 18 лет -- 167,1 тыс.

Согласно официальной статистике, в Днепропетровской области зарегистрировано 167,6 тыс. инвалидов, из них детей до 18 лет – 1 тыс. 306 человек. Данные общественных организаций Днепропетровщины по защите прав инвалидов свидетельствуют, что реальное количество детей с особенностями развития значительно больше: оно приближается к нескольким тысячам и с каждым годом возрастает. Все эти дети нуждаются не только в родительской любви, но и в защите их прав на счастливое детство, на образование и развитие сообразно их возможностям, на полноценную жизнь в обществе.

Законодательная база

Наша страна медленно, но неуклонно движется к признанию международных норм равенства прав инвалидов. В Украине с 1 января 2015 года вступил в силу закон № 1324-VII "О внесении изменений в некоторые законы Украины об образовании относительно организации инклюзивного обучения". Закон вводит новые нормы социальной защиты детей с особыми потребностями: частичное или полное содержание за счет государства детей с инвалидностью, обеспечение бесплатным горячим питанием в общеобразовательном учебном заведении детей, нуждающихся в социальной помощи и которые обучаются в специальных и инклюзивных классах общеобразовательных учебных заведений.

Таким образом, идеи инклюзии становятся повседневной образовательной практикой.

Что такое инклюзия в образовании?

Инклюзия в образовании – это признание того, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум.

Инклюзивное образование стремится сформировать общественное мнение, утверждающее индивидуальный подход к потребностям каждого «особенного» ребенка.

Инклюзивное образование старается разработать гибкий подход к обучению детей с особенностями развития, обеспечивая их интеграцию в сообщество ровесников, в результате чего выиграют все дети.

Восемь принципов инклюзивного образования:

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • Каждый человек способен чувствовать и думать;
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • Все люди нуждаются друг в друге;
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Раздел находится в стадии разработки.

Структура ОРЦ

Подкатегории