Для детей с ограниченными возможностями здоровья характерны следующие особенности:
Низкий уровень развития восприятия: необходимо более длительное время для приема и переработки сенсорной информации; недостаточность знаний об окружающем мире.
Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой. Недостатки организации внимания обусловлены слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля.
Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.
Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.
Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
Низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
Расторможенность влечений, учебной мотивации.
Вследствие этого у детей недостаточно сформированы психологические предпосылки к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).